18.IV.1922 – основан как МКС (Московский кружок спорта) / foundation as MKS (Moscow sports circle)
06.IV.1923 – переименование в Красная Пресня (renaming in Krasnaya Presnya)
1926 – переименование в Пищевики (renaming in Pishheviki)
1931 – разъединение в Дукат и Промкооперация (splitting in Dukat and Promkooperaciya)
1931 – переименование в Дукат (renaming in Dukat)
1932 – объединение с Промкооперация (integration of Promkooperaciya)
1933 – переименование в МГСПК (Московский городской совет промысловой кооперации) (renaming in MGSPK (Moscow City Council of Industrial Cooperation)
1934 – переименование в Промкооперация (renaming in Promkooperaciya)
19.IV.1935 – переименование в Спартак (официально) (renaming in Spartak (officially)
1989 – переименование в ФК Спартак-Москва (renaming in Spartak-Moskva Football Club Moscow)
13.IV.2000 – полное наименование клуба: ОАО «ФК «Спартак-Москва» (Открытое акционерное общество «Футбольный клуб «Спартак-Москва») / full name of the club: PC FC Spartak-Moskva (Public Corporation Football Club Spartak-Moskva)
30.VI.2016 – полное наименование клуба: АО «ФК «Спартак-Москва» (Акционерное общество «Футбольный клуб «Спартак-Москва») / full name of the club: JSC FC Spartak-Moskva (Joint-stock company Football Club Spartak-Moskva)
описание эмблемы
1935-1986
14 ноября 1934 стало важной датой в истории «Спартака» именно в этот день клубу было дано название, под которым его знают и по сей день. В этот день в квартире футболистов «Промкооперации» братьев Старостиных собрались их одноклубники, чтобы придумать команде новое имя. Рассматривали различные варианты, например «Сокол», «Атака», «Вымпел», «Маяк», «Звезда», «Феникс», «Штурм» и другие. Идея назвать клуб «Спартак» пришла в голову старшему из братьев Николаю Петровичу Старостину, который впоследствии совмещал игровую карьеру и руководство командном. Вдохновением (по легенде) для выбора названия послужила одноимённая книга итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли (Raffaello Giovagnoli). Предложение назвать клуб в честь предводителя восстания устроило всех, поскольку, было идеологически выдержанным и соответствующим духу той эпохи. Тогда же Николай Петрович нарисовал логотип – красно-белый ромбик с перечеркнутой буквой С. Правда, белая полоска внутри красного ромба шла тогда по другой диагонали – слева на право. Более привычный вид эмблема приобрела позже. Изменения претерпела и форма. Основным цветом футболки стал красный. Появился белый воротник и белая полоса, проходившая по груди и рукавам. В нижней части шорт появилась тонкая красная полоска. В последующие годы в спортивную одежду вносили небольшие изменения. В 1935 убрали белые полосы на рукавах, год спустя пропал белый воротник и красные элементы на шортах. В течение следующих четырёх лет на форме «Спартака» дважды появлялась эмблема. Сначала в 1938 её разместили в середине белой полосы, затем в 1940 переместили в левую верхнюю часть футболки. Также в этот период у клуба появляется второй комплект экипировки, состоящий из голубой футболки и чёрных шорт. С 1939 шорты такого же цвета используются и с основным комплектом. Великая Отечественная Война на четыре года прервала мирную жизнь в Советском Союзе. С её окончанием наступила эпоха возрождения. Вся страна начинала жизнь заново. В послевоенные годы основной комплект спартаковской формы – красные футболки с белой горизонтальной полосой, в которую вписана ромбовидная эмблема, и чёрные шорты. Эта экипировка оставалась неизменной на протяжении нескольких десятков лет. В свою очередь, запасной комплект менял свой внешний вид с завидной регулярностью. В 1945 он состоял из чёрных шорт и синей футболки без эмблемы. Годом позже на форму нанесли логотип с золотой буквой «С» в ромбе. В 1947 футболка стала зелёной, а буква на эмблеме – белой. С 1957 года команда выступала в традиционных красно-белых цветах, лишь несколько раз примерив другую форму в матчах на международной арене. Впервые это случилось 28 ноября 1984 года. «Спартак» прибыл в Тбилиси на матч 1/8 финала Кубка УЕФА против немецкого Кёльна. Обе команды привезли на игру по одному игровому комплекту, выдержанному в красных тонах. И поскольку в еврокубках было принято, что именно гости выбирают форму на матч, спартаковцам в срочном порядке пришлось искать замену. Администраторы команды арендовали экипировку у местного «Динамо» (белые футболки и синие трусы), а литеру «Д» на груди пришлось залепить пластырем, поскольку игроки отказывались играть в футболках принципиальных соперников по чемпионату. Тренировавший в то время москвичей Константин Бесков в раздевалке сказал команде: «Вы должны обыгрывать Кёльн в любой форме». Футболисты выполнили задание тренера. Матч закончился со счетом 1:0 в пользу красно-белых. В том же 1984 изменилась игровая форма команды из Москвы. На домашнюю футболку добавили белые тонкие вертикальные полосы, ещё несколько полос шли от воротника к краю рукава. На гостевой футболке цвета были инвертированы. В обоих случаях шорты были белого цвета с красными полосами по бокам. В 1985 у «Спартака» было сразу два варианта игровой формы. Первый – классический с полосой на груди. Второй – с тремя полосами на рукавах футболки и шортах. На ней впервые появляется логотип технического спонсора команды – немецкой фирмы Adidas. Однако, поставки экипировки начались ещё в 1976.
1986-1998
Следующие изменения дизайна игровой формы произошли в 1987 году. В одном из вариантов грамотно сочетались фирменный стиль Adidas и спартаковская классика. Тонкие полосы присутствовали на рукавах и шортах, а также обрамляли широкую полосу на груди. В них было гармонично вписано название команды. Через некоторое время появился другой вариант экипировки. Горизонтальную полосу убрали. На её месте появился логотип первого в истории «Спартака» титульного спонсора – итальянской фирмы «Ocrim SPA», занимавшейся производством мельничного оборудования. Клуб не имел финансовой выгоды от расположения спонсора на футболках – указание поместить рекламу спускалось сверху от «Совинтерспорта». Соответственно, их использовали только в матчах с командами из-за рубежа. Позже появился ещё один комплект для международных матчей. На этот раз спонсором стала другая итальянская компания – «Danieli», специализировавшаяся на поставках оборудования и установок для металлообрабатывающей промышленности. В 1988 году москвичам пришлось провести ещё один матч в необычной форме. 5 октября 1988 года в столице Северной Ирландии Белфасте в рамках 1/16 финала Кубка Европейских Чемпионов (сейчас Лига Чемпионов) спартаковцы вышли на матч против местного «Гленторана» в белых шортах и в «шахматной» футболке с чёрно-бордовыми квадратиками. Новую форму «Спартак» получил в 1993. Домашний комплект полностью красный с широкими белыми полосами на плечах. Гостевой – полностью белый с такими же полосами на правом плече и в левой нижней части футболки. В неё футболисты проводили большинство матчей в сезоне. На некоторые игры приходилось выходить в совсем не традиционных цветах. Один комплект формы был синий с белым, другой состоял из ярко-красной футболки с чёрным геометрическим узором и белых шорт с яркой вставкой по бокам. На груди была нанесена белая полоса, внутри которой разместили логотип спонсора «Уренгойгазпром». В синей форме москвичи 24 ноября 1993 провели матч против «Монако» и уступили 1-4. Перед матчем произошла неприятная история. Дело в том, что клубные цвета соперников совпадали. Половина формы французской команды белая, половина – красная. Александр Хаджи, в то время работавший администратором «Спартака», сразу после жеребьёвки письменно договорился с соперником о выборе формы. Французы играют в полностью красной форме, москвичи – в белой. На предматчевом совещании представитель «Монако» заявляет, что клуб будет играть в традиционных цветах. И поскольку привезённые из Москвы игровые комплекты не подходят, французы выдают гостям заранее приготовленную синюю экипировку. Другого выбора у москвичей не было, пришлось играть. Но форма было очень неудобной и на несколько размеров больше, чем нужно. Возможно, этот хитрый ход стал решающим для победы хозяев. В следующем сезоне кардинальных изменений в дизайне формы не произошло. Лишь в разные годы несколько менялся дизайн эмблем. На домашнем и гостевом комплектах появились полосы, расположенные по диагонали друг от друга, и логотип нового спонсора – финансовой компании «Olbi». Футболка с геометрическими узорами осталось прежней, исчезло лишь название спонсора. Новый сезон 1997 года «Спартак» начинает в новой экипировке. Футболки и шорты со вставками противоположенного цвета. Сначала спонсором вновь был «Уренгойгазпром», затем им стал японский производитель электроники «Akai». В 1998 изменилось расположение вставок. Появился также третий комплект формы – тёмно-красные футболки с чёрными вертикальными полосами и чёрные трусы. В ней москвичам пришлось сыграть из-за совпадения с цветами противника. Но в этом случае никакого обмана не было, это был осознанный выбор красно-белых. Соперником же стал «Аякс» из Амстердама. Победа осталась за российской командой, счёт 3-1.
1998-2003
В процессе акционирования команды Олегом Романцевым в 1998 году возникли трудности с использованием символики организации, которой футбольный «Спартак» уже не принадлежал. В результате появилась новая эмблема – с футбольным мячом, вписанным в «С» (дизайн буквы тоже изменился, её болельщики окрестили «беременным ромбом»). Эмблема просуществовала до 2003 года с некоторыми изменениями в дизайне.
2003-2022
В 2003 году эмблема получила свой нынешний вид – с золотой звёздочкой над ромбом в честь пяти выигранных чемпионатов России (пятое чемпионство команда выиграла в 1997 году, а к 2003 на её счету было уже 9 золотых медалей). Эмблема существует и поныне, лишь с 2003 года с некоторыми изменениями в дизайне. Вторая звезда над ромбиком все не зажигалась, хотя пару раз за эти 10 лет «Спартак» был очень близок к чемпионству. Поэтому 15 ветеранов клуба направили открытое письмо в РФС, чтобы признали и советские чемпионства. «Мы убеждены, что искусственно разделять историю ни в коем случае нельзя! Недопустимо начинать отсчет достижений с 1992 года, будто до него у «Спартака» и других клубов нашей страны не было чемпионских званий. По-нынешнему же регламенту выходит, что братья Старостины и Игорь Нетто, Никита Симонян и Алексей Парамонов, Ринат Дасаев и Федор Черенков, Лев Яшин и Игорь Численко, Владимир Кесарев и Виктор Царев, Всеволод Бобров и Григорий Федотов, Валентин Николаев и Альберт Шестернев и многие другие великие футболисты ничего не выигрывали. Их достижения не отражены на эмблемах клубов, которые они олицетворяют! Это же полный нонсенс! И эта ошибка нуждается в исправлении», – говорилось в письме. На собрании РПЛ с доводами согласились. Так «Спартак» обрел не только вторую звезду, но сразу и третью, и четвертую. И другие клубы тоже смогли повесить себе звезды: ЦСКА, «Динамо» и вскоре «Зенит». Появление звезд на эмблеме совпало с ребрендингом: «Спартак» вернул букву «С» в классических очертаниях, а также покрасил черно-белый мяч в красно-белые цвета. «Редизайн эмблемы «Спартака» – лишь часть большого проекта по ребрендингу, который реализуется впервые в истории клуба и затрагивает множество аспектов: от незначительных элементов фирменного стиля до, например, полностью перерисованного образа спартаковского гладиатора», – рассказывал тогдашний генеральный директор Роман Асхабадзе. Новое лого понравилось многим. Например, Андрею Тихонову: «Мне эмблема понравилась. В ней современный «Спартак» сочетается с нашими историческими традициями. Логично, что мяч стал красно-белым, ведь клубные цвета «Спартака» всегда были красно-белыми. Без черного цвета. Также обратил внимание на то, что буква «С» стилизована под ретро». В 2016-м «Спартак» помирился с МФСО – и даже заговорили о возвращении классической эмблемы. «Решение за клубом, со стороны общества будет полная поддержка. Договор уже подписан, на прошлой неделе мы отдали его на регистрацию в Роспатент. Сроки регистрации – до двух месяцев», – говорила Алешина. Затем «Спартак» стал чемпионом – и разговоры о смене эмблемы утихли. В 2020-м тему поднял Шамиль Газизов. «Клуб намерен использовать классический ромб в рамках программы мероприятий по 100-летию клуба. Мы обсуждаем с Nike, что старый логотип клуба станет элементом юбилейной формы с элементами ретростиля. Сейчас речь не идет о замене одного логотипа другим. В любом случае дальнейшее использование классического ромба нужно обсуждать с болельщиками и СМИ», – говорил он «Чемпионату». И вот «Спартак» дошел до изменения логотипа.
13.IV.2022–
Автор проекта и арт-директор студии спортивного дизайна Quberten Андрей Горбунов. По его словам, «У лого 2013 года есть несколько базовых ошибок»:
• Слишком мелкие детали в букве «С» и самом мяче.
• «С» обязан быть идеальным кругом в центре эмблемы, но левая сторона очевидно тяжелее чем правая.
• Тройная обводка вокруг мяча. Три обводки – слишком много для современного мира. В производстве мерча в маленьких масштабах это нивелируется толстым швом, сложно делать технологически. От обводки точно нужно было избавляться.
• Тройные обводки избыточны. Внешняя белая по контуру ромбы на тёмном фоне создаёт визуальный шум и эффект «муара».
• У внешнего контура ромба лишняя белая обводка. Это не совсем в традиции «Спартака». Да, в какую-то эпоху она была на эмблеме, но не всегда.
• Углы. Пропорции ромба унаследовали от эмблемы 1998 года, до этого ромбик был чуть более широким.
• У знака неудобный угол – 28,787° вместо стройного 30° – это важно для дальнейшего использования и фирменного стиля.
• Звёздочки не в масштабе лого и смотрятся мелкими, прижатыми друг к другу и к контуру ромба.
• Скос у элемента «С» не совпадает с общим наклоном белой полосы. Зазубрина создаёт ненужный «шум».
• В логотипе много ненужных мелких элементов, которых не должно быть в таком геометричном знаке, как у «Спартака».
• Наплыв (зазубринка в верхней части буквы) на букве «С» слишком меленький и требует большего веса для балансировки логотипа относительно вертикали.
«Главный принцип изменений – симплификация, упрощение всех элементов и приведение к единому масштабу. В старом логотипе были тонкие, почти невидимые линии в мяче, теперь от них избавились. Как и от засечек на букве «С». С учётом опыта предыдущего логотипа, в новой эмблеме были учтены все замечания и недоработки:
• Звёзды. Расположены в строгом соответствии с логотипом. Расстояние между ними определено геометрией самих звёзд.
• Точная центровка. Литера «С» расположена точно по оси ромба, сохранив при этом круглый внутренний контур.
• Единые толщины. Линии контура равны по толщине и тождественны хвостику «С».
• Упрощение. Упрощение и укрупнение элементов «С» позволяет избежать лишних ступеней в диагонали.
• Мяч. Рисунок мяча динамичен, при этом геометрия шашек продиктована диагональю эмблемы. Возникающий графический градиент дополнительно стабилизирует «С».
• В корпоративных эмблемах (не на игровой форме клуба), где применяется текст. Употреблён шрифт FCSM. Полноценный фирменный шрифт клуба выстроен в новой пластике знака – скосы продиктованы углами ромба, а литера «С» в логотипе тождественна наборной
Цель – привести все к глобальной графической системе, в которую вписывается этот логотип. Теперь элементы проще и крупнее – например, увеличились звездочки. К тому же клуб попросил растворить мяч в белой полосе в середине ромба и сделать акцент не на мяче, а на букве (в дальнейшем, по просьбам болельщиков, мяч принял более выразительную форму). Другие важные моменты: дизайн-система, в которой многие элементы связаны друг с другом. И фирменный шрифт. Не припомнить, чтобы у клубов РПЛ было что-то похожее. Тут «Спартак» пионер». В современном дизайне спортивных логотипов есть три главных тренда: 1. Уникальный шрифт. Это нормальный и привычный инструмент для западных клубов. 2. Создание дизайн-систем. Когда каждый элемент фирменного стиля связан с какими-то правилами. Это помогает бренду выглядеть цельно, чего в России практически нет. Если зайти на сайт «Локомотива», можно увидеть 250 миллионов оттенков зеленого. А он, как и красный, должен быть одного оттенка. 3. Легкость подачи материала, ирония и отношение к логотипу не как к чему-то каноничному. Студия выполняла логотип хоккейного «Йокерита». Оказалось, что джокер на логотипе может не только подмигивать, но и сердиться, улыбаться и выражать эмоции. Бренд ситуативно оживает. Это частая история в Европе, где уже не относятся к логотипу как к священной корове. Яркий пример – «Арсенал», который использует пушку вместо всего логотипа. Убирают даже самое священное – цвета. «Барселона» может себе позволить выглядеть фиолетовой или зеленой. Теперь логотип играет с эмоциями болельщиков и находится в движении, может трансформироваться. У нас была такая версия логотипа для «Спартака» в честь столетия. В ней ретро-мяч 1920-х годов. В скором времени клуб придёт к такому же изменению цветов, как в «Арсенале» или «Барселоне», но не сейчас. РПЛ достаточно консервативна в плане дизайн-культуры. Но в мировых топ-клубах этого не стесняются, болельщиков это не травмирует, все понимают, что это новый графический вайб. Все-таки фанаты живут не только в спортивной среде, а смотрят тиктоки и другие соцсети, видят, как развиваются другие бренды. Это глобальный тренд, к которому подтягивается спорт. С небольшим опозданием на Западе и с довольно большим – у нас. В дизайн-стиле «Спартака» все эти элементы заложены. Если захочется перекраситься, проблем не возникнет, тем более «Спартак» уже был не красно-белым. Наверное, олды помнят: в 1993 году в матче Лиги чемпионов против «Монако» выходили с сине-белым ромбиком. Да, это была какая-то ошибка или провокация, было необычно, но в современном мире это нормальная практика. Специальная версия в честь столетия «Спартака». Важно было придать логотипу настроение 30-х годов, когда Николай Петрович Старостин впервые показал миру красно-белый ромб с литерой «С», ставший классикой за прошедшее столетие.
13.IV.2022– /ретро
Вековая история, великие футболисты и множество болельщиков по всему свету – то, что отличает от других и делает «Спартак» воистину «народной командой». Перед студией Quberten стояла задача сохранить идентичность клуба и создать вокруг нее стильный современный образ в год столетия. Глобальный проект подразумевает под собой серьезную работу, поэтому создание нового облика «Спартака» началось задолго до логотипа. Коллеги из агентства Graphit by Leo Burnett Group разработали платформу бренда, а студия Quberten оформила ее в виде понятного визуального языка. Прежде чем разрабатывать фирменный стиль, нужно было понять, какой месседж клуб хочет донести до своих болельщиков? Ведь «Спартак» – это и есть люди, которые его поддерживают всегда и везде. Для кого-то «Спартак» даже гораздо больше чем просто клуб, – это жизнь. Пирамида «Здесь каждый важен» станет столпом новой коммуникационной стратегии. Она, как и многие другие правила, войдут в первый полномасштабный брендбук ФК «Спартак-Москва». Современные юбилейные логотипы в футболе перестают быть статичными; они становятся вариативно-событийными, могут подстраиваться под различные нужды клуба. Именно такой подход и использовался в этом проекте, поэтому пак айдентики столетия очень гибкий: компонентный знак для всех случаев, знак бесконечности, трансформирующийся в цифру 100, и множество других субэлементов. Эмблема с кожаным мячом – одна из подверсий в широком наборе знаков. За основу был взят мяч Tiento c Чемпионата Мира 1930 года в Уругвае. Именно он царствовал на полях в 30-е года прошлого века, когда Николай Старостин утверждал первый логотип «Спартака». Известный рисунок мяча Tiento повсеместно встречается в мировом футболе, а в частности в клубах, которые хотят подчеркнуть глубокую историю. Аутентичные мячи используются в АПЛ и Примере, теперь ретро-мяч появится и в РПЛ. Существенная и при этом не самая привычная для современных болельщиков деталь – направление диагоналей. Такое решение отсылает к «историческому» ромбу конца 30-х и начала 40-х годов. Новый фирменный стиль «Спартака» построен на смешении разных элементов, например шрифта и набора фреймов (в виде мечей, шлемов, щитов). Сочетая компоненты между собой, можно создавать различные композиции, что позволит клубу расширить возможности брендинга. В основе айдентики заложены два направления: эпоха Авангарда (20-е года) и эстетика Древнего Рима. Их пересечение – характерный для авангарда дух фотографий с резким светом, падающим сверху, и необычные ракурсы, позы. При построении кейвижуалов были использованы абстрактные композиции 20-х годов, которые отсылают к образу древнеримских статуй, а также жесткий свет из фотостиля – они и формируют агрессивный и узнаваемый стиль. Все элементы – шрифты, узоры, кейвижуалы, – отлично сочетаются между собой, создавая еще большее разнообразие композиций для любых носителей, начиная от печатных и диджитальных и заканчивая атрибутикой. Одной из подобных композиций стал паттерн, состоящий из отсылок к 8 знаменитым и важным противостояниям «Спартака». Узор – проверка на «истинного болельщика», в нем зашифрована форма клуба и результат каждого ключевого поединка за последние три десятилетия. Запоминающаяся графика «Спартака» появится и на физических носителях. Брендинг проникает в малейшие детали стиля, поэтому субэлементы фирменной айдентики появятся и на бирках, и даже на вешалках в клубном магазине. Такое глубокое погружение необходимо для создания полноценного образа вокруг серии мерча. Активные динамичные принты подчеркивают временной период основания клуба и лягут в основу специальной юбилейной коллекции.
история названий клуба
МКС
01.I.1922 клуб МКС (кружок) образован в результате реорганизации двух физкультурных коллективов: Русского Гимнастического общества (РГО) и Общества физического воспитания пресненского футбола (ОФВ). А 18 апреля МКС провел первый товарищеский матч, победив шестикратных чемпионов Москвы, Замоскворецкий Клуб Спорта, со счетом 3:2. Эта дата считается днем рождения футбольного клуба «Спартак». Костяк команды составили игроки Кружка футболистов «Сокольники» (КФС) и «Русского Гимнастического общества» (РГО), в котором начинали играть Николай и Александр Старостины. МКС образовался как поистине «братский» коллектив: братья Старостины, братья Артемьевы, братья Канунниковы…
КРАСНАЯ ПРЕСНЯ
МКС и его площадка перешли под управление Краснопресненского райкома комсомола. В то же время клуб получил новое название – «Красная Пресня» – и стал победителем весеннего чемпионата Москвы.
ПИЩЕВИКИ
В связи с новой реорганизацией московского футбола «Красная Пресня» сменила хозяина и название: перейдя в 1926 году под крыло Союза пищевиков, команда стала именоваться «Пищевиками». В июле она получила в свое распоряжение крупнейший на тот момент в СССР стадион имени Томского союза пищевиков (ныне Стадион Юных пионеров). Осенью 1927 года «Пищевики» победили во всех матчах и завоевали титул чемпиона столицы; успеху во многом содействовал факт возвращения на поле после травмы лучшего форварда Павла Канунникова. Футболисты «Пищевиков» Николай и Александр Старостины, Станислав Леута, Сергей Егоров и Пётр Исаков в составе команды Москвы выиграли всероссийское первенство среди регионов, а затем со сборной РСФСР – футбольный турнир I Всесоюзной Спартакиады. В 1930 г. впервые составленный всесоюзный список «33 лучших» футболистов под первыми номерами вошли игроки «Пищевиков» Сергей Егоров и Александр Старостин.
СПАРТАК
19 апреля был утвержден Устав нового физкультурно-спортивного общества «Спартак». Помимо легендарных братьев Старостиных, огромную роль в его создании сыграл лидер комсомола Александр Косарев. Утверждена красно-белая форма, получена тренировочная база в Тарасовке. Как известно, нынешняя эмблема «Спартака» появилась в 1935-м, её придумал идеолог клуба и автор названия – Николай Старостин. Произошло все примерно в одно время и обросло красивыми легендами. Название нового общества родилось в обсуждении в квартире на Спиридоновке. По легенде, Николай Старостин случайно посмотрел на стол, где лежала книга Рафаэлло Джованьоли «Спартак». «Нам нужен девиз, отображающий лучшие качества личности атлета: мужество, волю к победе, стойкость в борьбе, ловкость и силу, верность идее. Вождь римских гладиаторов имел все эти достоинства. Предлагаю назвать общество «Спартак»! – произнес Николай. Так гласит легенда. Насколько она правдива – неизвестно. Владимир Маслаченко признавался, что сам Николай Старостин рассказывал ему другую версию: «Назвали так клуб в честь оппозиционного молодежного движения Эрнста Тельмана в Германии. В это закладывалась скрытая контрдинамовская идея, но этого никто не должен был понимать, иначе название бы ни при каких обстоятельствах не прошло. Отсюда и романтическая выдумка про Джованьоли. Без разрешения высшего руководства СССР «Спартака» все равно не было бы. Николай был капитаном сборной СССР в начале 1930-х и общался с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым – он и помог при всех согласованиях. Из-за соперничества с «Динамо», по легенде, родилась и эмблема «Спартака». Старостин во всем хотел быть антагонистом ведомственного клуба, поэтому и перевернул ромбик. Основатель «Спартака» эту версию не подтверждал (но и не опровергал). Интересно, что впоследствии ромбик для «Динамо» перестал быть чем-то важным – сейчас бело-голубые вообще от него отказались. Но для «Спартака» ромбик – важная мифологема, кажется, что чуть ли не каждый воспитанник говорит об эмблеме как о чем-то сакральном. Цвета с антагонизмом напрямую точно не связаны – «Спартак» стал преемником «Красной Пресни». Эта команда играла в красно-белых цветах еще до появления «Спартака» – просто без эмблемы. (Небольшое отступление: «Спартак» празднует столетие в 2022-м и считает годом основания 1922-й – тогда Старостины основали «Московский клуб спорта», который через год был переименован в «Красную Пресню», потом стал «Промкооперацией», уже на базе которой 13 лет спустя запустили «Спартак»). После войны эмблема «Спартака» немного изменилась – в 1949-м белую линию отзеркалили и привели к виду, который сохранился до нашего времени. Почему? Точно не известно. Основная версия – так просто эстетичнее, а Старостин провел линию слева направо, потому что был левшой. Но была и версия о том, что это символ восхождения. Такой эмблема оставалась до девяностых. Но вскоре после развала СССР у футбольного клуба начался конфликт с одноименным МФСО – Международным физкультурно-спортивным обществом «Спартак». Как все получилось? Всесоюзное общество «Спартак» было упразднено во время перестройки, а новое появилось уже после развала СССР. Футбольный клуб на какое-то время был единственным представителем спортивного общества, поэтому Николай Старостин, который оставался при делах до самой смерти в 1996-м, сделал жест доброй воли – когда появилось новое общество, футбольный клуб вошел в него и передал все коммерческие права на эмблему бесплатно. Вскоре после смерти Старостина начались проблемы. Клуб постоянно ругался с МФСО, потому что боссы общества продавали права на эмблему кому угодно – и любой мог производить фактически официальную атрибутику «Спартака». А клуб пытался на ней зарабатывать – и требовал от МФСО прекратить. Те не прекратили. «Спартак» решил, что не хочет иметь общего с руководством общества, и вышел из МФСО. Только следом возникли сложности с правами на эмблему. По документам право на классический логотип принадлежало спортивному обществу, за эксклюзивные права оно требовало у клуба большую компенсацию. Сначала Олег Романцев, затем Андрей Червиченко, а потом и Леонид Федун платить за логотип не хотели – так в 1998-м появился «беременный» ромб с упрощенной буквой С и мячом в центре. «МФСО, возглавляемое Алешиной, в свое время приватизировало название и ромб, а сейчас планомерно уничтожает оставшиеся в живых «Спартаки». По существу, оно занимается своего рода поборами в отношении клубов. Не платите нам – значит, вы больше не «Спартак»! Вот вся политика этих людей, которые в спартаковской истории по сравнению с Вячеславом Старшиновым и Олегом Романцевым, Владимиром Шадриным и Андреем Тихоновым являются песчинками», – говорил Валерий Карпин, когда стал гендиректором клуба, а конфликт с МФСО вновь обострился. В 2001-м на эмблеме «Спартака» появилась звезда – в России переняли европейский опыт и стали давать звездочки за 5 чемпионств. У «Спартака» на тот момент было 9 побед в чемпионате – и клуб застыл в шаге от второй звезды. Но так и не смог сделать этот шаг, а «вторая звезда» превратилась в мем. В 2010-м случилось обострение. Анна Алешина подала в суд и попыталась лишить московский клуб права использовать название «Спартак». Но не удалось. Название оставили. «Футбольному московскому «Спартаку», когда им руководил Олег Романцев, было разрешено использовать (с заключением письменного договора) спартаковский ромб с футбольным мячом внутри буквы «С». Нынешнее руководство ФК «Спартак» никаких договоренностей не выполняет. Более того, есть организации, которые заявляют, что они сами по себе. Речь идет о баскетбольном клубе «Спартак» из подмосковного Видного. Который пытается сделать какой-то свой знак «Спарта и К». Болельщики его все равно будут ассоциировать со «Спартаком». Мы готовы к сотрудничеству с любой организацией. Но мы не позволим без нашего разрешения использовать наши товарные знаки. У нас замечательные отношения с хоккейным «Спартаком», с футбольным клубом «Спартак» из Нальчика, с баскетбольным клубом «Спартак» из Ногинска. Но есть частные владельцы команд, которые просто пользуются нашим товарным знаком. Раз они нас не видят, то и мы их не будем видеть. Тот, кто не с нами, тот, значит, против нас», – говорила Алешина.
(использованы материалы с сайта клуба, https:// www. sports.ru/, https:// sportopedia.ru/, подготовлено 10.IX.2023г.)