1947 – основан как Команда Сталинского района (foundation as Komanda Stalinskogo rajona)
1954 – переименование в Крылья Советов (renaming in Kry`l`ya Sovetov)
1959 – переименование в Труд (renaming in Trud)
I.1977 – переименование в Факел (renaming in Fakel)
1989 – переименование в ФК Факел (renaming in Fakel Football Club)
VI.1992 – переименование в ФК Факел-Профус (renaming in Fakel-Profus Football Club)
XI.1992 – переименование в ФК Факел (renaming in Fakel Football Club)
I3.XII.2001 – переименование в ФК Воронеж (renaming in Voronezh Football Club)
05.VI.2002 – переименование в ФК Факел-Воронеж (renaming in Fakel-Voronezh Football Club)
2004 – переименование в ФК Факел (renaming in Fakel Football Club)
2009 – переименование в ФК Факел-Воронеж (renaming in Fakel-Voronezh Football Club)
2010 – переименование в ФК Факел (renaming in Fakel Football Club)
полное наименование: Ассоциация «Футбольный клуб «Факел» (full name: Association «Football Club «Fakel»)
описание эмблемы
I.1977-03.VI.2023
Осенью 1977 года вместо «Труда» на старт соревнований в первенстве СССР среди команд второй лиги заявился «Факел». Для всех ведущих клубов страны эмблема давно считалась необходимым атрибутом, но воронежские футбольные полпреды это игнорировали. Доподлинно известно, что в Воронеже первая попытка разработать и разместить эмблему на футболках была сделана 32 года тому назад. У предшественника – «Труда» – никакой эмблемы не было (из воспоминаний первого начальника команды футбольного клуба «Факел» Виктора Скачилова)/ Для клуба если и использовалась эмблема, то это была корпоративная. Которая никогда не применялась на игровой форме команды (такие эмблемы на сайте отмечены особой надписью «not used – «не применялась или не использовалась»). Незадолго до старта сезона была встреча с представителями сборной ФРГ и мюнхенской «Баварии». В качестве подарка немцы презентовали «Факелу» несколько клубных футболок с шикарными эмблемами. Ребята все это изучили и решили сделать что-то подобное самостоятельно. Так появилась первая самодельная эмблема клуба из подручных материалов. Это был стилизованный горящий факел на фоне земного шара. Технические возможности в то время были ограничены, но эмблема, как и игровые номера, получилась объемной. Этому у немцев научились, подложив внутрь поролон. Самодельные эмблемы оказались недолговечными. И вопрос о клубной эмблеме постепенно отошел на второй план. В следующий раз эмблема на футболках и спортивных костюмах у воронежских футболистов появилась в 1984 году. Символом «Факела» той поры стала буква «Ф», стилизованная под факел с язычком пламени. Но в высшей лиге чемпионата СССР в 1985 году команда уже играла в белых и синих футболках с надписью «ФАКЕЛ». Все, что происходило в команде, нельзя рассматривать в отрыве от событий того времени, – считает Александр Сидоров, автор хорошо всем знакомой клубной эмблемы, который трудился в «Факеле» с 1988 по 1999 годы в должностях администратора клуба и команды, пресс-атташе, отвечал за взаимодействие со стадионом, рекламную и печатную продукцию. Когда он приступил к работе в клубе, команда играла во второй лиге. И в то время было не до эмблемы. В сезоне – 1988 при Викторе Папаеве команда играла в югославской форме: красная или синяя футболка, широкая белая полоса на груди, чуть выше – тонкая синяя или красная полоска. В то время форму специально не заказывали, что можно было купить – то и брали. При Анатолии Полосине в 1989 году предпочтение отдавалось в основном белому и синему цветам. Этот год знаменателен тем, что «Факел» стал самостоятельным клубом. В апреле 1989 года на общем собрании футболистов и работников клуба была утверждена новая структура и принято решение о том, что команда уходит из профсоюзного комитета КБХА. Так был создан второй в СССР, после днепропетровского «Днепра», и первый в России хозрасчетный футбольный клуб «Факел». Руководство клуба общались с «Днепром», взяли у Виктора Жиздика устав, очень помогло здесь постановление ЦК КПСС, ЦК Профсоюзов и ЦК ВЛКСМ, на три года освободившее от ряда налогов все хозрасчетные спортивные организации. Теперь клубу можно было самим утверждать штат и зарплаты, если было достаточное финансирование. Была составлена смета, основной расчет сделали на организацию хозяйственной деятельности клуба, посещаемость зрителей и проведение лотереи. Многое удалось: лотерея проходила удачно, в клубе работало несколько хозяйственных подразделений. Главный тренер Анатолий Федорович Полосин создал хорошую команду, игра которой привлекала болельщиков. Тот состав был одним из лучших после начала 80-х. Вскоре появились однотонные майки, причем цветовая гамма соблюдалась в бело-сине-красных тонах. Как ни странно, преобладал красный цвет футболок, на втором месте шел синий цвет. Исключением стоит признать три сезона в начале 90-х годов, когда «Факел» выходил на поле в желто-зелено-синих футболках с надписью «Wesotra». Такую экипировку предоставил клубу технический спонсор – транспортная западногерманская компания «Wesotra». В начале 80-х «Факел» в основном играл в белой форме с вертикальными полосами. Впрочем, в то время мало обращали внимания на цвет футболок, намного больше ценилось то, как команда играет. А «Факел» действительно вызывал огромный интерес, в среднем на ключевые матчи собиралось по 20 тысяч зрителей, и это было здорово. В 1996 году клуб начал становиться на ноги. Стабилизировалась работа, появился институт пресс-атташе. Идентификация «Факела» требовала эксклюзивной эмблемы. Перед началом сезона – 1996 печатали в тульской типографии имени Льва Толстого постер команды «Факел». Отправили фотографию, и получили резонный ответ: «А где же клубная эмблема?» Проблему решили оперативно: в кратчайшие сроки нарисовали квадрат и букву «Ф» с пламенем, все это поделили на два цвета – синий и белый, написали внутри: «Футбольный клуб «Факел». Так возникла концепция, которая впервые была воплощена в эмблему на плакате команды 1996 года. Но на футболках эмблема тогда так и не появилась. О ней просто забыли. Но именно тогда Александр Сидоров познакомился с людьми, которые в дальнейшем совместно с ним определили судьбу эмблемы «Факела». Это Александр Зеленин, Дмитрий Баклашов и Александр Космачев, которые занимались деятельностью, связанной с полиграфией, которые арендовали помещение по адресу: улица Кирова, 22. Как работника клуба был задан вопрос: «А что у вас такая скромная программка?» На что сгоряча было заявлено, что «сделаю программку, лучшую в стране». Все посмеялись, но для Александра Сидорова это стало отличным стимулом. Благодаря встрече с Александром Космачевым (Петровичем) и получилось продолжение. На компьютере тогда работать ещё не мог Александр Сидоров, и его товарищ помогал воплощать в жизнь все идеи. Поэтому вполне закономерно можно считать Александра Сидорова автором концепции эмблемы «Факела», а Александра Космачева – художником-дизайнером. Эмблема фактически готовилась для программки, которая вышла в свет на кубковый матч с «Торпедо» в октябре 1996 года: где был изменён формат, была сделана полноцветная обложка, большую помощь тогда оказал Владимир Бродский, предоставивший свои материалы. Изданию было придумано название «ФУТБОЛка». Всего в 1996 году было три выпуска, и уже в первом, на второй странице обложки, на обсуждение была предложена эмблема «Факела». Тот вариант не всем понравился, к счастью, болельщики активно отреагировали, прислали много писем и открыток. Многое при создании программки было сделано впервые. Каждый номер выходил с новой полноцветной обложкой, средний объем – 24 печатные страницы при формате А4, ее отличали постоянные рубрики, конкурсы и лотереи. Эмблема имела уже привычный вид: круг, разделенный на две половины, шрифтом «Электрон» сделаны надписи, пламя. С того момента у программки «ФУТБОЛка» появилась своя эмблема, которая еще не была принята как официальная эмблема футбольного клуба. А впервые в цвете она была напечатана в программке на матч «Факел» – «Спартак» 1997 года. К сожалению, при сканировании в типографии не удалось соблюсти симметрию, поэтому один хвост буквы «Ф» получился неоправданно тонким, второй – толстым, к тому же еще и обрубленным на конце. Официально эмблема была принята в 1998 году, после того как было сделано описание эмблемы: всех параметров, пропорций, цвета и шрифта. Именно в таком виде она была отправлена в ПФЛ для размещения на сайте и печатной продукции Лиги. А вскоре сами футболисты заговорили о том, что надо разместить эмблему на форме. Ее напечатали и пришили на майки, впервые она появилась на футболках в игре с нижегородским «Локомотивом» 9 июня 1998 года, и была до конца сезона. Эмблема воскресла вновь в тот момент, когда команда лишилась профессионального статуса, в клубе у Людмилы Ивановой. Почему в это же время такая же эмблема появилась на футболках другой команды – это объяснения уже другой истории. Зимой 2009 года к Александру Сидорову обратились с просьбой разработать эскиз новой эмблемы. Он с удовольствием сделал несколько эскизов, руководство клуба приняло решение остановиться на варианте старой эмблемы. Правда, она приняла более современный вид: для удобства печати пламя переместили в границы круга, дополнили картинку футбольным мячом. Многие остались неравнодушны к этому дизайну. Только на вкус и цвет товарищей нет, всем ведь не угодишь. Футбольный мяч на эмблеме очень удачно вписался в общую динамическую концепцию. Теперь никому не надо объяснять, что это не волейбольный клуб из Нового Уренгоя, издалека видно, что это эмблема футбольного клуба. Плоды совместных усилий с Александром Космачевым имеют отношение к продолжению традиций «Факела». Хотя и Александр Сидоров не выходил на поле, не забивал голы, никого не тренировал, но на своем месте делал все возможное для успешной работы родного клуба. Его любовь к «Факелу» – это навсегда. Ну а программка «ФУТБОЛка» была признана лучшей во всероссийском конкурсе футбольных изданий 1998 года, который проводит Российский футбольный союз. Это звание, возможно, было бы получено на год раньше, но, отослав программки на конкурс, получили ответ уже после подведения итогов, что для участия необходимо минимум по два экземпляра. А отправлено было по одному.
13.XII.2022‒
Брендбук – это всеобъемлющее описание бренда. В нем содержится информация о сути бренда, его миссии, философии. Таким образом, брендбук является своеобразным «паспортом» бренда. Логобук – это подробное описание логотипа и свод правил по его использованию. В нем описываются все особенности логотипа – его размер, соотношение различных элементов, цветовая гамма и рекомендации по размещению. Гайдлайн – это руководство, в котором описываются правила использования фирменного стиля. В нем указываются правила нанесения логотипа и использования фирменного стиля. И вот, впервые в истории у «Факела» появился брендбук — свод правил или собрание под одной обложкой традиций клуба и элементов фирменного стиля, которые раньше представали перед болельщиками в разрозненном виде. Вместе с дизайн-студией Quberten клуб стремился к тому, чтобы унифицировать бренд. Замена логотипа была бы нецелесообразной – разве можно чем-то заменить особенную для клуба букву «Ф» и огонь, который не гас даже в самые трудные для «Факела» времена? Было принято решение сохранить лого, приведя каждую деталь к гармонии с остальными элементами композиции. Брендбук станет важнейшим инструментом для реализации коммерческих проектов клуба и повышения эффективности маркетинговой деятельности. «В этом документе отражены наши уважение к своей истории и желание развиваться», — говорится в сообщении клубной пресс-службы. Футбольный клуб «Факел», вновь выступающий в Премьер-лиге, объявил о старте работы над брендбуком в октябре 2022 года, который подготовила студия спортивного дизайна Quberten. В 2023 году воронежскому клубу исполняется 75 лет со дня основания. «Обладание единым фирменным стилем очень важно для клуба с историей. Наконец-то наши традиции будут сведены под одной обложкой. Кроме того, мы получим инструмент, который позволит решать свои задачи различным подразделениям клуба – брендбук станет настольной книгой для сотрудников как отдела коммерции, так и пресс-службы», – отмечает руководитель отдела коммерции «Факела» Дарья Музалевская. «Футбольный клуб «Факел» – серьезный бренд, который известен во всей России. В последнее время клуб сделал много важных шагов в своем развитии, поэтому вопрос фирменного стиля стал ещё более актуальным. Мы рады предстоящему сотрудничеству и с нетерпением ждем начала работы», приводит пресс-служба «Факела» слова руководителя студии Quberten Михаила Антипина перед созданием столь долгожданного документа и конечно же современной эмблемы. В новую эмблему внесены деликатные изменения: отцентрованы полуовалы литеры «Ф» в окружности, скорректированы линии литеры «Ф», надписи и пламени. От края по периметру эмблемы до внешней контурной линии рисунка эмблемы – располагается охранное поле, в котором запрещается размещение каких-либо посторонних элементов. Логотип центрируется по габаритным размерам с соблюдением минимального охранного поля вне зависимости от вида фрейма. Центрирование используется, например, при создании аватаров для социальных сетей. Благодаря белой обводке логотип может одинаково эффективно использоваться на фирменном синем и белом фонах и их сочетаниях. В брендбуке представлена официальная монохромная версия эмблемы, которая будет использоваться в тех случаях, когда цветная печать невозможна, или при специальных нанесениях – гравировке, конгреве и прочих. На основе литеры «Ф» из основного логотипа для клуба разработан фирменный леттеринг – или состоящие из нескольких цветовых версий словесные знаки – wordmark. Создан сублоготип в шести версиях – с обводкой и цветовой палитре – построенный на фирменной «Ф», может использоваться самостоятельно. Различные версии логотипов, от основного до упрощенных, расширяют возможности использования айдентики, при этом не размывают узнаваемость бренда. Во всех сущностях основой является фирменная литера «Ф». Чтобы мелкие элементы не терялись при печати и отображении на экране, не следует воспроизводить логотипы меньше предельных размеров. Для микроформатов рекомендуется использовать леттеринг или сублоготип, так как считывание надписей в основном логотипе затрудняется в малых размерах. Так основной логотип не рекомендуется воспроизводить по высоте менее 22 мм, для леттеринга и сублоготипа – по высоте менее 12 мм. Базовое правило использования пакета айдентики на фонах – логотипы всегда контрастны фону. Правило не распространяется на основной логотип и сублоготип с белой обводкой, они могут использоваться на любом фоне, в том числе на границе цветов. Айдентику можно испортить некорректным использованием эмблемы. Очень грамотное решение – ведь эмблему рисовали раньше так, как кому что нравится. Краткое руководство позволит избежать подобных проблем. Клуб особо акцентирует внимание на недопустимость таких факторов при использовании, как: -запрещено изменять элементы; -нельзя добавлять обводку; -не разрешается деформировать; -не рекомендуется применять эффекты; -нельзя перекрашивать; -не рекомендуется менять угол наклона. Палитра основана на традиционных цветах футбольного клуба «Факел» – яркий синий, белый и пламенный красный. В брендбуке приведены раскладки цветов в стандартных цветовых моделях и дополнены раскладками RAL: Синий (Pantone 2728 C; CMYK 95 71 0 0; RGB 0 71 177; RAL 5005) – Белый (CMYK 0 0 0 0; RGB 255 255 255; RAL 9003) – Красный (Pantone 185 C; CMYK 0 93 79 0; RGB 228 0 43; RAL 3020). Фирменный шрифт – современная гарнитура включает несколько начертаний, от стандартного до экстражирного. Шрифт с открытой лицензией не требует покупки (Golos; Regular; Medium; DemiBold; Bold; Black).
история названий клуба
КОМАНДА СТАЛИНСКОГО РАЙОНА
Страниц прошлого у славного клуба возможно со временем окажется значительно больше – есть предпосылки к тому, что корни флагмана воронежского футбола уходят гораздо глубже, а исторические поиски на эту тему не прекращаются по сей день. Ещё в 1933 году созданная на Воронежском авиационном заводе имени Климента Ворошилова футбольная команда, после образования ДСО профсоюзов работников авиапромышленности «Крылья Советов» в 1936 году, получила аналогичное название. Этот коллектив сначала выступал в первенстве города, но уже в 1940 году стал чемпионом Воронежской области. Развить успех на республиканской, а может быть и всесоюзной арене не позволила начавшаяся Великая Отечественная война. В 1943 году воронежский авиационный завод № 18 имени К.Е.Ворошилова вернулся на Родину из эвакуации. Весной 1947 года председатель ДСО «Крылья Советов» воронежского завода п/я (почтовый ящик) 71 (ныне – ВАСО) издал приказ о формировании футбольной команды (от которой и ведёт свою историю ФК «Факел») в одноимённом КФК (коллективе физической культуры). Пока за основание клуба принято считать эту дату – 1947 год. По всем правилам тогдашнего клубного принципа новоиспеченный коллектив получил название «Крылья Советов», но, из-за режима секретности, в прессе и в некоторых документах он стал именоваться командой Сталинского (ныне Левобережного) района.
КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ
В 1947 при Воронежском авиационном заводе (п/я 71; ныне – Воронежское авиационно-строительное объединение или сокращённо – ВАСО), которое в свою очередь входило в ДСО профсоюза рабочих авиапромышленности «Крылья Советов» создана футбольная команда «Крылья Советов» (Воронеж). Из-за секретности предприятия, в открытой печати называлась Команда Сталинского района (Воронеж). В июле 1953 г. – КФК завода, и команда переданы в ДСО профсоюза рабочих оборонной промышленности «Зенит», команда переименована в «Зенит», но в открытой печати по-прежнему из-за секретности называлась – Команда Сталинского района (Воронеж). В октябре 1953 г. КФК завода, и команда возвращены в ДСО «Крылья Советов», команда переименована в «Крылья Советов» (Воронеж) (в открытой печати, продолжая соблюдать секретность называлась – Команда Левобережного района (Воронеж). В 1954 г. команда «Крылья Советов» начала выступать в чемпионате СССР под названием Команда города Воронеж. Центральный совет ДСО «Крылья Советов» профсоюза рабочих авиационной промышленности в ходе реорганизации был упразднён в 1958 году. «Зенит» – добровольное спортивное общество (ДСО) в профсоюзах СССР, объединявшее коллективы физкультуры ряда отраслей оборонной промышленности. Создано в 1936. В 1957-66 годах в связи с реорганизацией спортивных обществ коллективы «Зенит» входили в общество «Труд» и другие республиканские спортивные общества. После восстановления в 1966 обществу «Зенит» были переданы в числе прочих и спортивные коллективы «Крылья Советов».
ТРУД
Название «Труд» воронежская команда получила в 1959 году, и было оно сугубо ведомственным. Первые национальные чемпионаты Советского Союза разыгрывали представители спортивных обществ и ведомств, вследствие чего команды получали название по принадлежности к ДСО. Вот и играли порой в одной зоне по три-четыре «Труда», «Трудовых резервов», «Спартаков» и «Торпедо». Все Добровольные спортивные общества относились тогда к профсоюзам. Но кроме ДСО в чемпионате участвовали всесоюзные спортивные общества «Динамо», «Спартак» и отдел Центрального дома Красной Армии. Узаконило такое положение дел Постановление СНК СССР от 14 мая 1936 года. В нём говорилось о ликвидации существующих спортивных организаций, которые закреплялись ранее за наркоматами. Вместо них организовывались общества по отраслям производства при Центральном комитете профсоюзов. Таким образом всего было образовано более 50 ДСО, среди которых были оригинальные по своей принадлежности. Так, к обществу КИМ, например, относились парикмахерские и коммунальные хозяйства, «Буревестник» объединил спортсменов предприятий общественного питания и торговли, а «Снайпер» – работников точного машиностроения. Спортивное общество «Труд» в 30-е годы прошлого века представляло трикотажную промышленность, и вскоре было ликвидировано в связи с объединением с ДСО «Буревестник». А новое Всероссийское спортивное общество «Труд» было возрождено в 1957 году, объединив ДСО профсоюзов рабочих машиностроительной, электротехнической, металлургической промышленностей и других.
ФАКЕЛ-ПРОФУС
В 1992 году произошёл распад СССР, в результате чего система футбольных лиг СССР прекратила своё существование и была сформирована система футбольных лиг России. «Факел» смог попасть в высшую лигу чемпионата России. Во второй половине 1992 года футбольный коллектив носил вывеску «Факел-Профус», присоединив к своему имени фамилию польского спонсора. Польский миллиардер Профус (точнее было бы читать «Профас» от оригинального «Marek Profus») не был собственником команды «Факел», а просто был заключен договор о сотрудничестве с АНО ПФК «Факел» – не более того. Реальной финансовой помощи от мецената не было. Команда в 1992 году финансировалась за счёт собственных средств и средств администрации области. А часть средств на финансирование команды за рекламу, выделяла польская фирма «Profus Management». Товарищество с ограниченной ответственностью «ПРОФУС МЕНЕДЖМЕНТ ОСТ» зарегистрирована в Воронеже 23.06.1992 и действовала по 20.06.2006. Профус является собственником компании Profus, которая продаёт топливо и военную технику среди других видов деятельности. Сотрудничество было скоротечным, но «засветиться» в истории клуба миллиардеру удалось. Это один из самых богатых людей в Польше. Ему принадлежит Profus Management, конгломерат, доход которого в 1993 году составил $270 млн. Его основной бизнес – торговля оружием российского производства. Он приобретает самолёты у отчаявшихся производителей из бывшего СССР, а затем продаёт их в Индию, Китай, Восточную Европу и арабские страны.
ВОРОНЕЖ
В конце 2001 года – начале 2002 года планировалось переименовать команду в «Энергия». В результате первый круг сезона 2002 года клуб провел под названием ФК «Воронеж». При этом в качестве одной из причин переименования указывалось «неблагозвучное именование команды на английском языке». Смена имени вызвала протесты болельщиков клуба, и с июля 2002 года клуб стал носить двойное название – «Факел-Воронеж». Название города «Воронеж» образовано от названия реки «Воронеж», на которой стоит город. Река Воронеж образована слиянием рек Лесной Воронеж и ПольнОй Воронеж («польнОй» – значит «степной»). В Древние времена (по летописным источникам) река Воронеж именовалась Великой Вороной, а местность вдоль неё – Воронож (Воронаж, Вороняж). Следует также обратить внимание, что недалеко протекает река под названием Ворона. И у названия этих рек одна и та же этимология. Есть несколько версий происхождения гидронима «Воронеж»: 1). Финно-угорская этимология, связь с мордовским словом «вир» – «лес». Аналогичным образом образован гидроним «Ворона». Древнефинно-угорское слово «вор», «вур» – «лес». На языке коми – «ворайн». То есть получается – Лесная река. 2). Славянская этимология (придерживался М.Фасмер). От слова «вороной» – чёрный. Чёрная речка или «река в чёрных землях». 3). Славянская этимология, от слова «ворон». 4). Есть версия (историка-слависта П.Н.Третьякова) о связи названий городов Чернигов и Воронеж. 5). Версия писателя Л.В. Успенского о существовании древнерусского имени Воронег. Будто бы некий Воронег основал поселение в Черниговской Земле. Затем переселенцы в Придонье переназвали местные речки с близким по звучанию названием на свой лад и основали поселение Воронеж. 6). Смешаная этимология: мордовское «вир» – лес + тюркское «онгуза» (онуза) – вода. 7). Версия академика Б.А. Рыбакова. Праславянское (скифо-сколотское) слово «вор» – ограда, граница + тюркское «онега» – вода, поток. Откуда пошли более поздние летописные «Воронож», «Вороняж». 8). Индоиранская (арийская) версия. В древние времена (III-II тысячелетие до н.э.) в этих местах жили скотоводческие племена индоиранской языковой группы. Название местности и рек восходит к владыке вод по древнеиндийской мифологии, которого звали Варуна («вар» – вода). Общая теория происхождения гидронимов показывает, что в результате многократной смены автохтонного (исконного) населения данной местности (а тут жили иранцы, финно-угры, тюрки, скифы, славяне), название гидронимов претерпевали изменения и искажения, которые не могут быть объяснены с филологических позиций. Люди, жившие в тех местах век за веком беспощадно перевирали названия гидронимов и топонимов, приспосабливая их к нормам языка, существующим исключительно в их узком социуме. Таким образом, название «Воронеж» (и «Ворона») не имеет никакого отношения в птице «вороне», а является ославяненным иранизмом. В настоящее время версия происхождения названия Воронеж от неизвестного в исторических источниках имени Воронег представляется самой серьезной и основательной научной гипотезой, благодаря, главным образом, бесспорному краеведческому авторитету её автора. Владимиру Павловичу Загоровскому удалось-таки своим замечательным и образцовым трудом «О древнем Воронеже и слове Воронеж» возвести догадку в ранг научной гипотезы.
ФАКЕЛ-ВОРОНЕЖ
После двухлетней паузы в 2009 году в первенство зоны «Центр» второго дивизиона заявляется коллектив под названием «Факел-Воронеж», переименованный из «Динамо-Воронеж». Первым право на бренд «Факел» заявил клуб «Динамо-Воронеж», который появился еще в 1925 году, в 1955 прекратил своё существование, а в начале 2000 был возрождён в статусе ведомственного клуба ГУВД Воронежской области. Команда получила неплохое финансирование (благо, президентом клуба стал Владимир Ключников, спикер областной думы), но, несмотря на это, в сезоне-2007 Второго дивизиона клуб занял восьмое место, а на следующий год – шестое. В декабре 2008 года на праздновании столетия воронежского футбола Ключников объявил о переименовании «Динамо-Воронеж» в «Факел-Воронеж». Весь состав «Динамо» был уволен, а основу новой команды составили игроки «ФЦШ-73» с тренером Валерием Шмаровым, игравшим когда-то за «Факел». Болельщики «Факела» отказались поддерживать клуб, который, по их мнению, незаслуженно присвоил себе легендарное имя, но у новой команды появились и свои болельщики. В декабре 2009 года вместо снятого с турнира «Факела-Воронеж» создаётся команда под названием «Факел» и заявляется во втором дивизионе первенства страны 2010 года. Губернатор Алексей Гордеев принимает решение возглавить Попечительский совет клуба. Сезон возрождённый «Факел» провёл во втором дивизионе зоны «Центр».
ФАКЕЛ
Перед сезоном 1977 года команда была передана из ведения профсоюзов в профком Конструкторского Бюро Химической Автоматики (КБХА) и сменила название на «Факел». Впоследствии, клуб неоднократно возвращался к своему названию, добавляя к основному различные приставки. Согласно Конституции СССР каждую область в Союзе возглавлял первый секретарь обкома КПСС, которому подчинялись секретари обкома, заведующие отделами, их заместители и инструкторы. Координирующим органом, объединявшим административную, представительскую и контрольную ветви власти в единую систему управления областью, было Бюро обкома. В его состав входили секретари обкома, некоторые заведующие отделами, руководители представительской ветви, комитета народного контроля, руководители главков или крупных предприятий союзного и республиканского подчинений. Решения этого органа были обязательны для исполнения. И именно на этом уровне был решён вопрос о переходе команды авиационного завода «Труд» под юрисдикцию спортивного клуба «Факел» Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), того же ДСО «Зенит». Между тем, в 1987 году «Факел» стал подчиняться ВФДСО профсоюзов, а в 1989 году стал хозрасчетным (профессиональным) футбольным клубом. При этом в период с 1977 по 1992 годы областные власти не вкладывали в «Факел» денег. До 1988 года команда состояла на балансе профсоюза ЦК общего машиностроения. Факел – чрезвычайно важный и многозначительный символ огня, света, жизни, правды, разума. В древности, вовремя свадебного обряда, горящий факел символизировал мужскую силу и плодородие, а погашенный или перевернутый факел в мистических ритуалах олицетворял смерть. Факел, изображавшийся на могилах, знаменовал собой память об умерших, а также свет, направляющий душу во тьме загробного царства. В Новое время появились и новые символические значения древнего символа. Горящий факел теперь рассматривался как символ восстания, революционной и национально-освободительной борьбы, как эмблема свободы или как духовный светоч знания и просвещения. В ритуале зажжения Олимпийского огня факел выступает символом преемственности традиций. Различные грани столь многозначной символики наиболее рельефно отражены в эмблематике, изобразительном искусстве, иконографии, алхимии и геральдике. В изобразительном искусстве античности и Возрождения запечатлены многие интересные варианты этой символики. В руках античного демона поднятый и перевернутый факелы символизировали соответственно жизнь и смерть. Рассвет несет миру факел Эос (Авроры), богини утренней зари, шествующей перед колесницей солнечного бога Гелиоса. Факелы Эроса (Амура) и Афродиты (Венеры) олицетворяют пылкую любовную страсть, ставшую главной темой поэтического творчества «факельных певцов». Дорогу в загробный мир освещают факелы Деметры (Цереры), ее дочери Персефоны (Прозерпины) и ужасной Гекаты. Факелы являются атрибутами не только античных богов, но и некоторых греческих героев. Факел – оружие Геракла, которым он прижигает обезглавленную лернейскую гидру, чтобы ее страшные головы не отрастали вновь. Факел также атрибут самого гуманного из титанов — Прометея, похитившего огонь у олимпийских богов и передавшего его людям, не имевшим средств борьбы против холода, мрака и хищных зверей. С факелами изображались и ренессансные персонифицированные фигуры Мира, Умеренности и Клеветы. Символическое значение факелов у каждой из них имеет собственную трактовку. Фигура Мира поджигает своим факелом груду оружия; Умеренность гасит факел страстей, поливая его водой из кувшина; Клевета, изображенная в образе женщины отталкивающего вида с факелом в руке, порочит юношу и тянет его на суд. В иконографии факел можно видеть в руках Фомы Аквинского – им святой изгоняет искушающую его молодую женщину, символизирующую плотский грех, и в зубах собаки, сопровождающей св. Доминика (Доминик основал католический монашеский орден доминиканцев – «псов господних», жестоко преследовавших еретиков). В алхимии использовались два символических изображения факела: пылающий факел выражал процесс нагревания вещества, а потушенный, соответственно, процесс охлаждения. Эмблематика достаточно широко освещает рассматриваемый символ. Христианская эмблема мученичества в виде факела, перекрещенного с топором, символически представляет смерть на костре или плахе. Со второй половины XIX века факел с ровным, одноязыким пламенем – отличительная эмблема знания и просвещения. В Советском Союзе эта эмблема использовалась многими общественно-просветительными организациями, в том числе обществом «Знание», издательством «Мысль», а также она отмечала популярные книжные серии – «Жизнь замечательных людей», «Пламенные революционеры» и т.д. Рука, сжимающая факел с многоязыким, развевающимся по ветру пламенем, – международная эмблема прогресса. Эта эмблема часто употребляется в государственной геральдике. Её символика отражена и в колоссальной американской статуе Свободы, поднимающей высоко в небо факел прогресса. В геральдике эмблемы просвещения и прогресса характерны для молодых государств, лишь недавно добившихся национальной независимости: Заира, Сент-Люсии и Сьерра-Леоне. В гербе же бывшей СФРЮ (социалистической Югославии) располагались сразу шесть факелов, символизировавших революционную борьбу и союз шести социалистических республик. История происхождения факела насчитывает три главных этапа. Поначалу его функции исполняли либо горящая головня, либо пучок веток, пропитанных смолой, салом или маслом. Затем эстафета перешла к глиняной плошке с промасленным фитилём, и лишь после этого появился факел в его традиционном виде – с длинной деревянной рукоятью в металлической оправе, внутри которой находился пропитанный смолой пеньковый фитиль. В Древней Греции и Риме факелы нашли самое широкое применение. Они использовались для праздничного освещения на свадьбах и других семейных торжествах; факелы несли во время совершения религиозных обрядов и на похоронах; на спортивных соревнованиях в честь великих богов устраивали бег с факелами. В Средние века, Новое и даже Новейшее время (XX в.) без факелов не проходило ни одно торжественное шествие, устраиваемое вечером или ночью. В военном деле факелы использовались в основном для сигнальной службы и в качестве зажигательного средства. Иногда, при отсутствии настоящего оружия, факелами пользовались, чтобы остановить наседающих врагов. Во время Второй Пунической войны (218—201 гг. до н.э.) Ганнибал применил следующую военную хитрость. Наступая на Рим, его войско было остановлено сильным римским отрядом, удерживавшим перевал через Апеннины. Пробиться через перевал силой оружия не представлялось ни малейшей возможности. Когда наступила ночь, Ганнибал приказал своим воинам привязать к рогам быков по зажженному факелу. Несколько карфагенских солдат погнали это «светоносное» стадо вдоль Апеннин. Римляне, решив, что противник двинулся в обход, оставили свои ключевые позиции и начали преследование мнимого вражеского войска, а Ганнибал тем временем беспрепятственно провёл свои отряды через удобный перевал. Что конкретно символизирует название клуба дословно не известно. Но то, что это символическое название – бесспорно. Это свет, олицетворение мужества и силы, свободы. Достойное название славного продолжения истории города Воинской славы.
(использованы материалы с сайта клуба, https:// www. sports.ru/, http:// fans-fakelfc.ru/ и https:// sport24.ru/, подготовлено 06.X.2023г.)